Отраслевая специфика маркетинговой деятельности

Что определяет специфику маркетинга компании?

Совершенно понятно, что за всем разнообразием компаний – мелких и крупных, оптовых и розничных, торговых и производственных, - разнообразны и подходы к маркетинговой деятельности в каждой компании. В чём же заключаются специфические особенности маркетинга компании?

  1. Маркетинговая стратегия, стратегии продвижения и сбыта.
  2. Концепция управления маркетингом.
  3. Структура службы маркетинга, подчинённость, штатное расписание, должностные обязанности менеджеров.
  4. Ценовая политика, принципы ценообразования, стратегия максимизации прибыли.
  5. Бюджет маркетинга.
  6. Горизонты планирования. 

Что и как влияет на специфику маркетинга?

Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность компании можно разделить на две группы:

  1. Факторы микросреды;
  2. факторы макросреды.

К факторам микросреды относятся:

  • Организационно – правовая форма компании;
  • Основной вид деятельности;
  • Целевой рынок, на котором работает компания;
  • Продаваемый компанией продукт, особенности его потребления;
  • Размеры компании, её штат, квалификация сотрудников;
  • Особенности целевого потребителя;
  • Корпоративная культура компании и кадровая политика;
  • Совершенство, технологичность и гибкость производственных линий;
  • Состояние конкуренции в отрасли и конкурентные позиции компании на целевом рынке;
  • Наличие известных и уважаемых брендов у компании;
  • Стратегия развития компании;
  • Позиционирование продукта компании.

К факторам макросреды относят:

  • Демографическая среда – демографический состав населения в целевом регионе;
  • Политическая среда – политический строй, внешняя и внутренняя политическая обстановка в стране и в мире;
  • Культурная среда;
  • Природно – географическая среда;
  • Социально – экономическая среда.

Специфика комплекса маркетинга в сфере материального производства.

Особенности сферы деятельности:

  • Относительно высокая трудоёмкость;
  • Относительно высокие материальные затраты (сырьё, оборудование, энергетика, расходные материалы и т.д.)
  • Большой штат сотрудников производственной сферы (рабочих и ИТР);
  • Относительно низкая гибкость производства;
  • Как правило, достаточно простой и понятный потребителю продукт.
  • Соответствие продукции отраслевым стандартам и ГОСТ.

Как видно из особенностей, здесь как правило высокая конкуренция на рынке, практически идентичные предложения, продукт призван удовлетворить простые и уже осознанные потребителем потребности. Это товары народного потребления, продукты питания, одежда и т.д. В данном секторе рынка наиболее эффективным будет сконцентрировать маркетинговые усилия на построении сбытовой сети, рекламе, брендинге.

Особая товарная категория – производственное оборудование и продукция тяжелого машиностроения. Здесь целевой рынок – промышленные предприятия, покупка оборудования предполагает длительное фирменное техобслуживание. Поэтому основные усилия службы маркетинга концентрируются на построении и укреплении личных связей с клиентом. Продвижение данных товаров осуществляется путём участия в выставках и тендерах, рассылок и телефонных продаж