Психология общения
Теория психологии общения.
Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.
а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;
б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;
в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.
Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».
Выделяют следующие виды коммуникации:
- Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
- Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
- Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
- Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.
Средства общения.
Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.
Неречевые (невербальные) средства - мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами
Выделяют также 2 особые подгруппы.
Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.
Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.
С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.
Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения
- Интимная зона – 0 – 45 см.
- Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
- Социальная зона – 120 – 350 см.
- Публичная зона – от 350 см и выше.
Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.
Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.
- Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
- Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
- Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
- Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
- Мотив минимизации выигрыша других
- Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)
Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.
Позиции партнёров в общении.
Нулевая позиция – позиция неприятия.
Пристройка «сверху» - доминирование над партнёром в общении.
Пристройка «рядом» - отношение к партнёру как к равному.
Пристройка «снизу» - добровольное подчинение себя партнёру.
Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.
Уровни общения.
- Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
- Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
- Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
- Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
- Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
- Формальный уровень общения – контакт масок.
- Духовный – по отношению к харизматическим личностям
Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.
Основные виды социальной перцепции.
- Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
- Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
- Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека.
Стереотипы восприятия.
- Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
- Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
- Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.
Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.
Стадии общения.
Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда
а) Люди удовлетворены ею;
б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.
Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.
- Контакт.
- Ориентация.
- Поиск совместного решения
- Принятие решения.
Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.
Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.
Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.
Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.
Также важен выход из контакта или ритуал прощания.
Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.
Невозможно решить проблему, не установив контакта!
Правила вступления в контакт.
Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.
Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения
Третье правило – сокращение социальной дистанции.
Четвёртое – сказать человеку о его значимости.
Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.
Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:
Нужно уметь говорить;
Нужно уметь слушать;
Обращать внимания на невербальные проявления.
Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.
Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.
- Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
- У каждого своя собачка в голове.
- Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
- Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.
Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.
- Обобщение;
- Упущение;
- Искажение.
Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.
Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.
Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.
Самые большие ошибки людей.
- Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
- Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
- Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.
Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.
- Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
- Во-вторых научиться слушать и слышать человека.
Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.
Можно выделить три способа слушания:
- Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
- Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
- Техники активного слушания.
Техники активного слушания
предполагают следующие действия (вербализации):
- Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
- Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
- Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»
Вербализации выполняют следующие функции:
- Позволяет собрать информацию.
- Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
- Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
- Помогает лучше запомнить информацию.
- Помогает осмыслить информацию.
- Помогает подвести итоги.
- Помогает держаться в русле проблемы.
- Является средством ориентации на партнёра.
- Помогает лучше понять свою проблему.
- Помогают закрепить точку зрения партнёра.
- Даёт время на обдумывание.
- Вербализация помогает использовать механизм паузы.
Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения
Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.
Стадия «Принятие решения»
Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.
Манипулятивное общение
Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.
Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:
- Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
- Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
- Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
- Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
- манипулируют врачи, учителя и психологи.
Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.
- Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
- Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
- Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
- Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» - его любимая фраза.
Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.
Метаязык.
Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80% личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.
Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.
Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.
Манипуляции в деловом общении.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнёра и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Способы манипуляции |
Способы защиты |
1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль незаменимого работника, бескорыстной сотрудницы, всеми обожаемого, неотразимой и т.д. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы не сделаете, этого никто не сделает…» |
Отказ от роли. |
2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете… вот спасибо… я думаю, вы не откажетесь…» |
Не замечать намёков, не проявлять чрезмерного участия |
3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать. |
Не быть откровенным с человеком, который не является другом, не считать себя обязанным за проявление участия. |
4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказывался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определённым действиям. |
«С чего бы это он разоткровенничался»?
|
5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчётом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же именно его бумаги просит показать директору в первую очередь. |
Не поддаваться пафосу собеседника. Самому оценить суть проекта. |
6. Туманные намёки. Манипулятор не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около. |
Прервать его высказывания вопросом «Вы это о чём?» |
7. Берёт измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите. |
«Заезженная пластинка» |
По теории Я-состояний Э. Берна, люди в процессе общения принимают одну из трёх манипулятивных позиций, своеобразных ролей: Дитя, Взрослый, Родитель. Название ролей говорит само за себя. Человек, вставший в позицию ребенка, снимает с себя всякую ответственность за происходящее и перекладывает её на других. Родитель проявляет давление и принимает на себя ответственность в принятии решений. Взрослый – это позиция наиболее конструктивная, основанная на уважении к собеседнику и осознании своей ответственности. Для наиболее конструктивного диалога необходимо перевести его в позицию Взрослый – Взрослый. Для этого необходимо:
- При общении с Ребёнком напомнить ему о его значимости и ответственности.
Например: « Не я принимаю решения»
«если не вы, (зам. по снабжению, начальник отдела закупок) то кто же?»
- При общении с Родителем – переждать поток эмоций, проигнорировать его и вывести собеседника на позицию взрослого, продолжая общение с позиции здравого смысла. К этому мы вернёмся позже.