Этапы продаж
Предварительный (нулевой) этап деловых переговоров
Цель этапа: сбор информации о клиенте, психологическая подготовка.
Базовые положения клиентоориентированного подхода в продажах:
Клиент - самый важный человек в компании. Он - ключевая фигура любого бизнеса. Клиент - основа благосостояния и процветания каждого, это на деньги из его кармана существует и развивается компания, созданы рабочие места, каждый питается, одевается и организует досуг. Клиент приходит не только купить, но и получить весь спектр услуг. Критерием качественного предоставления услуги и целью продажи является довольный клиент.
Психологическая позиция продавца должна основываться на следующих принципах:
- И со мной, и с клиентом всё хорошо;
- И у меня и у клиента есть все ресурсы к пониманию друг друга;
- Я ОБУЧАЕМ и поэтому всегда готов выслушать клиента и предложить ему решение;
- Слова клиента всегда носят положительную окраску, даже если он мне возражает;
- У клиента всегда есть ВЫБОР, и я его уважаю.
Первый этап деловых переговоров. Вступление в контакт.
Цель: понравиться, вызвать доверие, снять напряжение, расположить к общению.
Конкретные действия, после того как спросили разрешения зайти:
- .Доброжелательно поприветствуйте всех в комнате. «Здравствуйте!» (интонация доброжелательная)
- Уточните контактное лицо – «могу я видеть (имя)…..?» Получи контакт глазами.
- Представьте себя и фирму – «Меня зовут….(назовите имя и фамилию)». Я из фирмы ….. (назови фирму)». Вручите визитку.
- Сообщите о цели своего визита – (имя клиента), «Где я могу присесть?»
- Сядь под правильным углом по отношению клиенту на 90 градусов по левую его сторону. Не рекомендуется садиться напротив (позиция обороны).
- Желательно держаться на расстоянии 45 см-1.20 см.
- Разряди обстановку, ведь клиент тоже в стрессе. Произнеси его имя. Используй правила отзеркаливания. Улыбнись, сделай комплимент по поводу: хорошо оборудованного офиса, продвинутых компьютеров, удобной мебели, профессиональных сотрудников.
- Уточни время для беседы: «каким временем мы с вами для общения располагаем?».
- Переходная фраза: «Мне бы хотелось задать Вам несколько вопросов, чтобы предложить то, что нужно именно Вам»
При установлении контакта каждый продавец, менеджер по продажам помнит о том, что:
- Он завоёвывает внимание покупателя;
- Пробуждает его интерес к продукции, услуге, которую предлагает;
- Создаёт доверие к себе и своим словам.
- Обращайтесь с покупателем уверенно и по-деловому (искренняя теплота в голосе и контакт глаз).
- Наиболее важно в языке человеческого тела – это ваше лицо. Поэтому, прежде всего, улыбайтесь. Демонстрируйте покупателю тёплую, естественную и искреннюю улыбку. Вам же нравятся бодрые, счастливые люди, такие люди нравятся и вашим покупателям. Не забывайте про соответствующий контакт глаз, сосредоточиваясь на покупателе без нервного подмигивания или взгляда в сторону.
- Следите за позой и жестами, но не сковывайте свои движения.
- Держите подходящую дистанцию. Если покупатель несколько приблизится или отступит – не двигайтесь с места: он передвигается на расстояние, которое даёт ему возможность чувствовать себя наиболее комфортно.
Сложные ситуации на первом этапе.
Клиента нет на месте. Жди не более 30 минут. Отставь визитку, попроси перезвонить через 2 часа.
- Клиент будет на демонстрации не один. «Можем сейчас поговорить?» (установить контакт с группой)
- Клиент сразу просит прайс-лист, т.к. знает, что хочет купить. Вернуть клиента на свой этап вопросом – «Вы готовы послушать меня …. минут?»
- Клиент ничего не знает, его интересуют, прежде всего, цены Вернуть с последней ступени продаж на 2- ой этап.
- Клиент работает с конкурентами. Он привык за это платить деньги, нужно только показать ваши преимущества – вернуть на диагностику. Узнать какие проблемы есть с конкурентами.
- В кабинете клиента нет для вас места. Вызывающее поведение. – «Где я могу сесть?»
- Работа с агрессивным клиентом (который находится на родительской позиции). Не вступать в спор, даже если клиент не прав. Держать «взрослую» позицию. Дать возможность выпустить пар и не заразиться его эмоциями.
- При работе с «взрослым» клиентом, при возникновении проблем необходимо найти объективные критерии проблемы. Объективные критерии должны показывать, что не одна сторон не виновата.
Второй этап деловых переговоров. Выявление потребностей.
Цель: выяснить потребности, зацепки. Разговорить клиента.
Вопросы бывают открытые, закрытые и альтернативные.
Открытые используются на этапе диагностики. Они начинаются со слов : «как»,, «сколько», «что», «когда» и др. Использование открытых вопросов позволяет получить информацию, направлять разговор, вывести позицию на равных.
Вопросы нужно заготовить заранее, как и продумать возможные варианты ответов клиента.
На закрытые вопросы бывает только 2 ответа: «да» или «нет». Используйте закрытые вопросы, тогда когда необходимо получить конкретное согласие и несогласие клиента.
Альтернативные вопросы на этапе заключения сделки нужно ли приобретать данный товар. Следует быть осторожным с вопросами: «зачем?» «почему?». Т.к. они могут вызвать спор, сопротивление со стороны клиента.
Зацепка. Ключевые слова. Ключевые слова - это то на что следует опираться при демонстрации и аргументации. Записывай их в блокнот. По ключевым словам клиента можно определить слова под «клиента» при следующем визите.
Диагностика - важнейший этап работы любого специалиста. Здесь нужно определить, где и в чем проблема, а потом уже предлагать свой товар как «лекарство» от этих проблем. В процессе определения Вы завоевываете доверие и авторитет, так как работаете не для себя, а для клиента.Правила работы на диагностическом этапе.
1.Необходимо 2-3 зацепки.
2.Работа должна быть в виде диалога 10 % -говорите вы, 90 % -он.
3.Задали вопрос, ждите ответ.
4.Делайте записи той информации, которой не доволен клиент.
Фраза перехода на этап демонстрации-аргументации. Подведение итогов, когда найдены «зацепки».-«Правильно ли я вас понял, что….?»
Третий этап деловых переговоров. Демонстрация и аргументация.
Цель этапа: Представить ассортимент согласно потребностям клиента, его типу. Показать каким образом ваше предложение решает проблемы клиента. Убедить, что ваше предложение лучшее.
Необходимо учитывать:
-«продающие моменты» товара согласно потребностям клиента и его типу
-Ваш план продаж (продавать то, что выгодно фирме)
-«продающие моменты» компании
Будущий клиент должен знать:
-Что это за компания
-какие его проблемы эта компания может разрешить
-какие преимущества есть у этой компании и ее продукции
-мной интересуются
Основные ошибки, которые совершают менеджеры во время презентации.
-переход от большего к меньшему
-использование терминов
-слишком подробный рассказ о продукции
-использование конспекта
-отсутствие подготовленных примеров из жизни, практики
-паузы, задержки, раздумья
-не отслеживание реакции клиента
-передача всех документов и рекламных материалов в самом начале презентации.
Четвертый этап. Работа с возражениями.
Цель этапа: Развеять сомнения. Преодолеть возражения. Ответить на вопросы.
Правила работы с возражениями.
Выслушать и сказать клиенту приятное:
-«Я вас понимаю. Я и сам так думал. И вместе с тем.
- Если знаете, решение, ответ – лучше задать уточняющий вопрос.
- Если не знаете – « Об этом нужно подумать, давайте отложим разговор на …»
- Ни один вопрос не должен не остаться без ответа
Переходная фраза на 5 этап.
-«Итак, подведем итоги»
Этап пятый. Закрытие сделки
Цель: Подвести логическую черту встречи.
Здесь важно расставить все точки над i. Основных вариантов исхода встречи может быть три:
- Принято положительное решение о покупке;
- Принято решение не покупать;
- Решение отложено.
В первом случае всё понятно. Заключаем договор, обмениваемся реквизитами, договариваемся о следующей встрече и о дальнейших действиях. Прощаемся на положительной оптимистической ноте.
В случае отказа благодарим за внимание. Прощаемся доброжелательно. Уходить нужно, будучи точно уверенным, что клиент уже вообще ничего не купит и у него есть для этого серьёзные основания.
В случае возникновения вопросов и сомнений, необходимо оговорить следующие шаги по разрешению этих вопросов. Результатом такой встречи должна быть договорённость:
- О точной дате и времени следующей встречи;
- О условиях, выполнение которых убедит клиента в необходимости покупки;
- О той информации, которую клиент считает исчерпывающей.
Нужно помнить, что отказ клиента – это тоже результат. Категоричный отказ экономит наше время. Поэтому, если клиент однозначно говорит «нет», это надо зафиксировать.