Личная (прямая) продажа
Понятие личных продаж.
Личная продажа – это инструмент коммуникационной политики, основанный на устном представлении товара в ходе беседы с потенциальным покупателем с целью совершения продажи. Личная (персональная) продажа предполагает личный контакт продавца с покупателем с целью убедить покупателя в необходимости приобретения товара или услуги. Личная продажа имеет место в нескольких сферах бизнеса:
- Продажа конечному розничному покупателю в отдельных магазинах;
- Продажа в розничные сети быстро продаваемых потребительских товаров – от стиральных порошков до канцелярских скрепок;
- Продажа товаров в предприятия сферы обслуживания – отели, рестораны, кафе;
- Продажа офисного, медицинского и другого оборудования для сферы услуг;
- Продажа дилерам и оптовикам – тем, кто покупает не для потребления, а с целью перепродажи другим продавцам;
- Индустриальная продажа (сырьё, машины, оборудование и т.д.);
- Продажа IT-продуктов, нематериальных активов, страхование.
Личная продажа имеет различные формы, например:
- Визиты представителя фирмы;
- Продажа с помощью продавцов в рознице;
- Взаимные приглашения президентов или топ-менеджеров фирм (продажа на уровне руководящих работников) и т.п.
Данное направление стимулирующего воздействия на покупателя имеет следующие особенности:
- Непосредственное общение двух и более лиц, при котором каждая из сторон может оценить возможности и потребности другой и немедленно скорректировать свою тактику.
- Возможность установления неформальных контактов между продавцом и покупателем;
- Возможность выслушать все доводы продавца и возражения покупателя и отреагировать на них.
Итак, главное преимущество личных продаж – обеспечение эффективной обратной связи между продавцом и покупателем. При реализации сложного продукта, когда надо в деталях знать нужды и потребности потребителя, обратная связь крайне необходима.
Субъективная ценность нашего предложения в глазах покупателя – основной критерий для его решения купить товар. Она определяется тем, как покупатель представляет себе соотношение между выгодами, которые сулит ему приобретение этого товара, и затратами на этот товар.
Затраты клиента, связанные с приобретением и использованием товара, имеют объективную и субъективную составляющие.
- Объективная часть затрат – это прежде всего деньги плюс доставка, установка, безопасность, расходные средства, сервис и поддержка.
- Субъективная часть затрат связана с вопросами: как найти места, где это продаётся? Какое из этих мест удобнее расположено? Есть ли там парковка хотя бы в радиусе километра? Хамят ли продавцы? Попытается ли персонал понять, что я от них хочу? Есть ли там последняя модель с той самой штукой, про которую мне столько раз говорили? Что там с гарантией и доставкой? Станет ли у меня после этой покупки проблем больше или меньше? Что скажут по поводу покупки жена и друзья?
Продавец в ходе продажи должен повысить оценку клиентом выгод от приобретения товара с учётом индивидуальных особенностей покупателя и по возможности снизить субъективные затраты, насколько это возможно.
\Чтобы это произошло, мы должны:
- Сначала понравиться клиенту;
- Затем правильно уловить его тип и выбрать нужный стиль общения с ним;
- Затем, разговорив его, изучить его поближе и узнать, каковы его ценности, чем он живёт, о чём мечтает;
- Затем перевести те или иные свойства товара в выгоды для клиента.
Готовность клиента купить рассматривается, как совокупное взаимодействие факторов:
- Наличие потребности в продукте;
- Наличие денег;
- Наличие доверия к компании (продавцу);
- Степень завершённости выбора.
Выбор стиля поведения продавца определяется следующими факторами:
- В какой степени продукт продаёт сам себя?
- Степень готовности клиента к восприятию вашего коммерческого предложения;
- Степень доверия к продавцу, к данной компании, к данному продукту;
- Степень знакомства с покупаемым продуктом;
- Наличие у клиента финансовых ресурсов, необходимых для приобретения товара.
Пять решений клиента, на которые должен повлиять продавец в процессе продажи:
- о нужности продукта;
- о готовности нести затраты;
- о выборе конкретной модели;
- о месте покупки;
- о времени и форме оплаты.
В зависимости от готовности клиента к покупке, эти ситуации можно описать следующим образом:
- клиент сделал выбор самостоятельно, организация продала ему нужный продукт или услугу. Всё, что при этом требуется от фирмы – продавца – качественно и быстро оформить заказ и помочь принять решения 4 и 5.
- клиент осознаёт ценность товара и готов нести затраты, но есть неопределённости в модели. Всё, что необходимо сделать – принять решения 3,4,5.
- клиента необходимо убедить в оптимальности данного вложения денег, а также в том, что купить следует именно у вас. Необходимо помочь принять решения 2, 3, 4 и 5.
- клиенту необходимо помочь принять все решения, соответствующие предыдущим ситуациям, а также самое главное решение №1 – о нужности и ценности для него данного продукта, то есть создать у него новую потребность.
Профессионализм в продажах
Профессионализм в продажах значит:
- уметь быть гибким и артистичным на этапе установления контакта;
- быть внимательным и отзывчивым, как семейный врач, когда слушаете клиента;
- на этапе презентации уметь быть убедительным, как эксперт;
- не побояться предложить клиенту взять на себя обязательства на этапе завершения.
В конечном счёте, у людей, профессионально занимающихся продажами, есть пять альтернатив:
- они получают карьерный рост или в своей компании или в другой, потому что продают лучше других и в них верят;
- их увольняют, поскольку глаза у них перестали гореть, а результаты никого, кроме них не устраивают;
- они всё время меняют место работы без карьерного роста, ощущая себя на рынке труда уже не профессионалом, а инвалидом;
- они продолжают делать то же самое за большие деньги, с меньшими затратами и большим удовольствием;
- они продолжают делать то же самое за те же деньги, со всё большими усилиями и со всё большей ненавистью к своей работе.
Если вы хотите достичь профессионализма, вас должны интересовать варианты 1 и 4.
Ставка высока:
- финансовая независимость. Вы не делаете того, чего делать не хочется вовсе, но приходится для того, чтобы заработать на жизнь; и вы не отказываете себе в том, чтобы сделать очень хочется, но не получается, поскольку не хватает денег;
- карьерный рост и социальный статус. Для многих людей карьера означает личную свободу, власть, рост социального статуса, а также возможность заниматься тем, чем, чем хочется;
- профессиональный рост. Профессионалы всегда уважаемы и желанны, они никогда не бояться потерять работу, потому что всем нужны. Если финансовая независимость – это вклад в настоящее, то профессиональный рост – инвестиции в будущее.
Факторы успеха продавца
Навыки продаж
- техника продаж.
- навыки поддержания отношений с клиентами.
- навыки качественного обслуживания.
- навыки поиска , развития и удержания клиента.
Знание бизнеса
- знание продукта, конкурентов, территории.
- знание потребностей клиентов.
- знание клиентской базы и эффективных методов работы с ней.
- знание стратегии компании по продажам.
Отношение к продажам
- лояльность к бизнесу и менеджменту компании, принятие целей, взятие обязательств и следование им.
- осознание связи уровня личных продаж с личными целями: материальным благополучием, карьерой и т.д.
- вера в качество и нужность предлагаемого товара.
- физическое и эмоциональное ресурсное состояние.
Виды продавцов
Приемщик заказов. Как правило, работает с клиентами, которые уже приняли решение купить. Может работать как на территории клиента, так и на своей. Востребованы навыки качественного обслуживания и знание правил оформления покупки.
Торговый консультант. Основной компонент его деятельности – консультирование клиента относительно функциональных и потребительских качеств товара. Как правило, работает на своей территории, в демонстрационном зале. В поисках клиентов не участвует. Первостепенны знание продукта и навыки презентации.
Торговый представитель. Работает на территории клиента. Как правило, имеет устоявшуюся сеть клиентов. От него требуется хорошее владение навыками продаж, знание территории и мерчендайзинга, а также конкурентов.
Продавец-лидер, «миссионер». Преимущественную долю его деятельности занимает продвижение товара и информирование клиентов о его преимуществах. Здесь особенно востребованы навыки презентации.
Торговый представитель – охотник за заказами. Для него крайне важно умение находить новых клиентов. Востребованы хорошие навыки продаж и ведение деловых переговоров, а также умение налаживать деловые отношения. Необходимо знание технологий поиска и развития клиентов.
Торговый представитель по работе с ключевыми клиентами. Его работа включает контакты с ключевыми клиентами и их развитие. Важны хорошие навыки продаж, умение вести переговорный процесс и строить неформальные отношения. Необходимо отличное знание бизнеса клиентов.
Вклад продавца в совершение продажи возрастает по мере продвижения сверху вниз. Соответственно возрастает и их зарплата.