SWOT – анализ

SWOT – аббревиатура четырёх английских слов: 

·    Strengths – силы;

·    Weakness – слабости, опасности;

·    Opportunities – возможности;

·    Threats – угрозы.

Если учесть, что силы и слабости имеют внутренний источник. А возможности и угрозы – внешний по отношению к компании, то результаты такого анализа можно представить в виде матрицы:

 

+

-

Внутренние факторы

Силы

Слабости

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

 

Базовые факторы внутренней и внешней среды

Внутренняя среда

Внешняя среда

1.  Организационные:

·     Организационная структура;

·     Гибкость системы управления;

·     Формы контроля, их наличие или отсутствие;

·     Наличие взаимодействия между подразделениями;

·     Информационная взаимосвязь подразделений.

2. Производственные:

·     Производственная мощность;

·     Качество оборудования;

·     Использование мощностей;

·     Качество товара;

·     Ноу-хау;

·     Себестоимость;

·     Снабжение сырьём и материалами.

3. Маркетинговые

·     Известность марки;

·     Полнота ассортимента;

·     Позиции по распределению;

·     Организация физического распределения (транспортировка, хранение, обработка);

·     Сервис для клиентов;

·     Квалификация персонала

1. Факторы спроса:

·     Потенциал рынка;

·     Динамика или темпы роста/сокращения рынка;

·     Структура спроса (скорость проникновения и приверженность);

·     Доля фирмы.

2. Факторы конкуренции:

·     Количество значимых конкурентов;

·     Сила марок конкурентов;

·     Наличие прямых заменителей;

·     Наличие косвенных заменителей;

·     Степень ценового давления;

·     Технологическое развитие.

3. Факторы сбыта:

·     Количество посредников;

·     Наличие организованных сетей распределения;

·     Сила марок посредников;

·     Условия поставок.

4. Распределение ресурсов:

·     Доступность сырьевых источников.

5. Макрофакторы:

·     Законодательное регулирование;

·     Рентабельность отрасли;

·     Темпы инфляции;

·     Инвестиционная привлекательность отрасли.

Порядок проведения SWOT – анализа.

1.Определение возможностей, открывающихся перед фирмой со стороны внешней среды.

2.Выявление угроз, исходящих из внешней среды.

3.Определение сильных сторон фирмы.

4.Составление перечня слабостей фирмы.

5.Выделение наиболее значимых факторов из четырёх вышеперечисленных перечней.

6.Составление матрицы SWOT – анализа и оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды.

Сопоставление факторов деловой среды.

Силы

Слабости

Возможности

Силы – Возможности. Данное поле определяет, какие сильные стороны внутренней среды компании можно использовать для реализации внешних Возможностей.

Возможности – Слабости. Данное поле позволяет определить, какие внутренние слабости можно устранить за счёт появления новых внешних возможностей.

Угрозы

Угрозы – Силы. В данном поле необходимо сформулировать оборонительную стратегию компании – за счёт каких внутренних резервов (Сил) мы способны противодействовать внешним Угрозам.

Угрозы – слабости. Данное поле отражает причинно – следственные связи: какие внутренние слабости могут повлечь за собой внешние угрозы.

 

7.Выводы по четырём основным вопросам фирмы: развитие, гибкое реагирование, совершенствование и стратегическая угроза

8.Установление целей развития

 

В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

 

 

 

Средняя вероятность

 

 

 

Низкая вероятность

 

 

 

Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

"Легкие ушибы"

Высокая вероятность

 

 

 

 

Средняя вероятность

 

 

 

 

Низкая вероятность