Стратегии развития. Матрица Ансоффа.
Игорь Ансофф предложил для классификации стратегий роста простую матрицу, в которой процесс развития предприятия рассматривается в двух направлениях: развитие рынков и развитие товаров.
Стратегии роста по Ансоффу. |
||
|
Существующие товары |
Новые товары |
Существующие рынки |
Проникновение на рынок или увеличение потребления уже существующими потребителями |
Развитие товара или сохранение старых потребителей путём предложения им изменённых свойств товара. |
Новые рынки |
Развитие рынка или расширение групп потребителей товара. |
Диверсификация или переход на работу как с другими потребителями, так и с другими товарами. |
Способы проникновения на рынок:
1. Развитие первичного спроса:
· Привлечение новых потребителей;
· Побуждение покупателей к более частому использованию товара;
· Побуждение покупателей к большему объёму разового потребления;
· Обнаружение новых возможностей использования товара.
Такая стратегия типична для фирмы – лидера, которая выигрывает от расширения рынка более других.
2. Увеличение доли рынка:
· Усовершенствование товара или услуги;
· Перепозиционирование марки;
· Значительное снижение цены;
· Укрепление сбытовой сети;
· Мероприятия по стимулированию сбыта.
Такая стратегия типична на стадии зрелости жизненного цикла товара.
3. Приобретение рынков:
· Покупка фирмы – конкурента;
· Создание совместного предприятия для контроля общей доли рынка.
Способы развития рынка:
1. Выход в новые сегменты:
· Предложение товара промышленного назначения потребительскому рынку;
· Перепозиционирование с целью продажи товара другой группе потребителей;
· Предложение товара в другом секторе промышленности.
2. Новые каналы сбыта
3. Территориальная экспансия.
Способы развития товара:
1. Добавление характеристик;
· Расширение универсальности товара за счёт новых функций;
· Увеличение социальной и эмоциональной значимости утилитарного товара;
· Повышение безопасности или удобства пользования товаром.
2. Расширение товарной гаммы;
· Выпуск товара в новой упаковке;
· Увеличение набора вкусов, ароматов, расцветок;
· Предложение того же товара в различных формах и составах;
3. Обновление линейки товаров;
· Экология;
· Техническое усовершенствование;
· Эстетика.
4. Улучшение качества;
5. Приобретение гаммы товаров;
6. Рационализация гаммы товаров.
Диверсификация – расширение сферы деятельности. Выделяют следующие виды диверсификации:
· Связанная диверсификация. В рамках данного направления фирма пытается повысить свою рентабельность при помощи контроля важных для неё звеньев цепи производства и продажи товаров. Связанная диверсификация может быть следующих видов:
o Интеграция назад применяется для стабилизации и защиты источников снабжения предприятия, например: пивоваренный завод покупает солодовни;
o Интеграция вперёд используется для контроля над сбытовыми каналами;
o Горизонтальная диверсификация, когда компания расширяет и дополняет существующие виды деятельности.
· Несвязанная диверсификация. Применяется в тех случаях, когда продолжение прежнего вида деятельности становится невыгодным в силу ряда причин. Может быть следующих видов:
o Концентрическая диверсификация: в рамках данной стратегии предприятие начинает заниматься новыми видами деятельности, которые соответствуют имеющимся технологическим, маркетинговым, кадровым ресурсам предприятия. (например: трактора – городские автобусы)
o Конгломератная диверсификация – новая деятельность компании никак не связана со старой.