Матрица Мак-Кинзи – GE
В семидесятых годах прошлого века специалистами консалтинговой компании «Мак-Кинзи» для компании «GeneralElectric» была разработана многокритериальная методика анализа бизнеса. При портфельном анализе с помощью матрицы GE каждый бизнес оценивается с точки зрения двух основных категорий: привлекательности рынка и конкурентной позиции бизнеса. Данная методика предполагает вариативность её использования. Суть этой вариативности в том, что каждая компания определяет для себя ряд значимых показателей. Затем каждый фактор оценивается по пятибалльной шкале, от 1 (очень непривлекательно) до 5 (очень привлекательно). Очевидно, что оценка должна производиться на основе данных, полученных при исследованиях. Затем определяется вес каждого показателя, отражающий степень его значимости для компании. Это некоторый коэффициент от 0 до 1. В сумме значения весов эффективности бизнеса должны составлять 1, равно как и сумма весов привлекательности рынка. Перемножая оценку на вес каждого фактора, получаем его ценность. Суммарная ценность и будет являться многокритериальным фактором анализа.
Примерные факторы привлекательности рынка и конкурентной позиции мультифакторной модели бизнес – портфеля.. |
||
|
Вес Х оценка (1 – 5) |
Ценность |
Привлекательность рынка: |
|
|
Общий объём рынка |
0,20 Х 4 |
0,80 |
Показатель темпов роста в год |
0,20 Х 5 |
1,00 |
Интенсивность конкуренции |
0,15 Х 3 |
0,45 |
Технологические требования |
0,15 Х 4 |
0,60 |
Влияние инфляции |
0,15 Х 3 |
0,45 |
Маржа прибыли (в динамике за несколько лет) |
0,15 Х 4 |
0,60 |
Итого: |
1,00 |
3,90 |
|
|
|
Эффективность бизнеса: |
|
|
Доля рынка |
0,15 Х 4 |
0,60 |
Темпы роста рынка |
0,15 Х 5 |
0,75 |
Качество продукции |
0,15 Х 3 |
0,45 |
Репутация марки |
0,20 Х 4 |
0,80 |
Эффективность продвижения |
0,10 Х 3 |
0,30 |
Эффективность производства |
0,15 Х 4 |
0.60 |
Расходы подразделения |
0,05 Х 3 |
0,15 |
Эффективность НИОКР |
0,05 Х 2 |
0,10 |
ИТОГО |
1,00 |
3,75 |
Проведя такого рода, оценку мы можем спозиционировать объект анализа (будь то товар, направление бизнеса или бизнес в целом) в одном из девяти квадрантов матрицы GE.
Эффективность бизнеса |
Сильная |
Средняя |
Слабая |
Конкурентные позиции |
|||
Высокая |
|
|
|
Средняя |
|
|
|
Низкая |
|
|
|
Как видно из матрицы, верхний левый угол занимают сильные товары (или бизнес – единицы); диагонали из левого нижнего в правый верхний угол – товары и бизнес – единицы со средней привлекательностью; нижний правый угол – непривлекательные товары.
При разработке товарной стратегии необходимо учитывать следующие моменты:
· Жизненный цикл товара;
· Предполагаемые стратегии конкурентов;
· Новые технологии;
· Общеэкономическую ситуацию и т.д.
Матрица GE: классификация бизнес – портфеля и стратегии. |
||||
|
Эффективность бизнеса |
|||
Сильная |
Средняя |
Слабая |
||
Конкурентные позиции |
Высокая |
Защищённая позиция: · Максимальные инвестиции в развитие; · Концентрация усилий на поддержании эффективности. |
Инвестиции в расширение производства: · Стремление к лидерству; · Избирательные инвестиции по критерию эффективности; · Укрепление уязвимых мест |
Избирательное расширение производства: · Специализация на избранных направлениях; · Поиск путей преодоления слабостей; · Ликвидация в случае отсутствия стабильного роста. |
Средняя |
Избирательное расширение производства: · Интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты; · Создание предпосылок успешной конкуренции; · Увеличение доходности за счёт повышения производительности. |
Избирательность/управление, нацеленное на доходы: · Защита существующей программы; · Концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска. |
Ограниченное расширение, или «уборка урожая»: · Поиск возможностей расширения с низкой степенью риска; · Если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций. |
|
Низкая |
Защита и переориентация: · Управление текущими доходами; · Концентрация на привлекательных сегментах рынка; · Поддержка эффективности производства. |
Управление, ориентированное на доходы: · Защита позиций в наиболее выгодных сегментах; · Совершенствование производства; сокращение инвестиций. |
Ликвидация: · Выбор момента для продажи бизнеса по максимальной стоимости; · Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций.
|