Матрица Мак-Кинзи – GE

В семидесятых годах прошлого века специалистами консалтинговой компании «Мак-Кинзи» для компании «GeneralElectric» была разработана многокритериальная методика анализа бизнеса. При портфельном анализе с помощью матрицы GE каждый бизнес оценивается с точки зрения двух основных категорий: привлекательности рынка и конкурентной позиции бизнеса. Данная методика предполагает вариативность её использования. Суть этой вариативности в том, что каждая компания определяет для себя ряд значимых показателей. Затем каждый фактор оценивается по пятибалльной шкале, от 1 (очень непривлекательно) до 5 (очень привлекательно). Очевидно, что оценка должна производиться на основе данных, полученных при исследованиях. Затем определяется вес каждого показателя, отражающий степень его значимости для компании.  Это некоторый коэффициент от 0 до 1. В сумме значения весов эффективности бизнеса должны составлять 1, равно как и сумма весов привлекательности рынка. Перемножая оценку на вес каждого фактора, получаем его ценность. Суммарная ценность и будет являться многокритериальным фактором анализа.

Примерные факторы привлекательности рынка и конкурентной позиции мультифакторной модели бизнес – портфеля..

 

Вес Х оценка (1 – 5)

Ценность

Привлекательность рынка:

 

 

Общий объём рынка

0,20 Х  4

0,80

Показатель темпов роста в год

0,20 Х 5

1,00

Интенсивность конкуренции

0,15 Х 3

0,45

Технологические требования

0,15 Х 4

0,60

Влияние инфляции

0,15  Х 3

0,45

Маржа прибыли (в динамике за несколько лет)

0,15 Х 4

0,60

Итого:

1,00

3,90

 

 

 

Эффективность бизнеса:

 

 

Доля рынка

0,15 Х 4

0,60

Темпы роста рынка

0,15 Х 5

0,75

Качество продукции

0,15 Х 3

0,45

Репутация марки

0,20 Х 4

0,80

Эффективность продвижения

0,10 Х 3

0,30

Эффективность производства

0,15 Х 4

0.60

Расходы подразделения

0,05 Х 3

0,15

Эффективность НИОКР

0,05 Х 2

0,10

ИТОГО

1,00

3,75

Проведя такого рода, оценку мы можем спозиционировать объект анализа (будь то товар, направление бизнеса или бизнес в целом) в одном из девяти квадрантов матрицы GE.

Эффективность бизнеса

Сильная

Средняя

Слабая

Конкурентные позиции

Высокая

 

 

 

Средняя

 

 

 

Низкая

 

 

 

Как видно из матрицы, верхний левый угол занимают сильные товары (или бизнес – единицы); диагонали из левого нижнего в правый верхний угол – товары и бизнес – единицы со средней привлекательностью; нижний правый угол – непривлекательные товары.

При разработке товарной стратегии необходимо учитывать следующие моменты:

·    Жизненный цикл товара;

·    Предполагаемые стратегии конкурентов;

·    Новые технологии;

·    Общеэкономическую ситуацию и т.д.

 

Матрица GE: классификация бизнес – портфеля и стратегии.

 

Эффективность бизнеса

Сильная

Средняя

Слабая

Конкурентные позиции

Высокая

Защищённая позиция:

·   Максимальные инвестиции в развитие;

·   Концентрация усилий на поддержании эффективности.

Инвестиции в расширение производства:

·     Стремление к лидерству;

·     Избирательные инвестиции по критерию эффективности;

·     Укрепление уязвимых мест

Избирательное расширение производства:

·     Специализация на избранных направлениях;

·     Поиск путей преодоления слабостей;

·     Ликвидация в случае отсутствия стабильного роста.

Средняя

Избирательное расширение производства:

·     Интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты;

·     Создание предпосылок успешной конкуренции;

·     Увеличение доходности за счёт повышения производительности.

Избирательность/управление, нацеленное на доходы:

·      Защита существующей программы;

·      Концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска.

Ограниченное расширение, или «уборка урожая»:

·     Поиск возможностей расширения с низкой степенью риска;

·     Если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций.

Низкая

Защита и переориентация:

·     Управление текущими доходами;

·     Концентрация на привлекательных сегментах рынка;

·     Поддержка эффективности производства.

Управление, ориентированное на доходы:

·     Защита позиций в наиболее выгодных сегментах;

·     Совершенствование производства; сокращение инвестиций.

Ликвидация:

·    Выбор момента для продажи бизнеса по максимальной стоимости;

·    Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций.