Продвижение товара
Произвести продукт – не цель. Цель – продать его и, что не менее важно, получить за товар деньги. Чтобы потребитель купил товар, необходимо, чтобы он, как минимум, знал о существовании этого товара. Таким образом, продвижение товара имеет одну главную цель – донесение до потребителя информации о товаре и преподнесение товара в наиболее выгодном свете. Продвижение товара осуществляется посредством целенаправленного проведения компанией коммуникационной политики. Коммуникационная политика определяет цели, инструменты, методы и средства коммуникации, используемые компанией для продвижения товаров и услуг, а также для создания имиджа товара и компании.
Коммуникация – процесс целенаправленной передачи информации и получения обратной связи.В 1948 году Гарольд Ласвел дал определение коммуникации как «процессу, где отправитель посредством какого – либо канала передаёт сообщение получателю». Его идея, описывающая этот процесс, заключается в следующем: сначала сообщение некоторым образом кодируется, при условии, что код понятен как отправителю, так и адресату. Информацию можно закодировать в устную речь или письменное сообщение, визуальные образы, звуковую информацию, азбуку Морзе, двоичные коды и т.д. Этот код передаётся получателю по определённому каналу. В случае устной речи – это изменение давления воздуха, вызываемое голосовыми связками говорящего, которое воспринимается органами слуха аудитории. Получатель декодирует сообщение и понимает его точно и недвусмысленно
Позже исследователи модифицировали определение Ласвела, включив в него понятие «обратной связи». Это речевая и неречевая реакция аудитории, которую вы получаете во время передачи сообщения. Эта реакция оказывает влияние на то, как вы передаёте своё сообщение, причём не только на содержание, но и на способ передачи. Беседуя с человеком, который выглядит внимательным и заинтересованным, вы естественно, испытываете желание порассуждать. Если же ваш собеседник явно начинает скучать, вы начнёте говорить короче, постарае6тесь закончить разговор или сменить тему.
Схема коммуникации по Ласвелу.
Коммуникация будет эффективна, если информация, входящая в канал на этапе кодирования, будет абсолютно идентична информации выходящей на этапе декодирования. В противном случае информация будет искажена, воспринята неоднозначно или не воспринята вообще.
Какие существуют каналы коммуникации?
- Личная коммуникация;
- Радио;
- Телевидение;
- Почта;
- Пресса;
- Интернет;
- Вывески, объявления.
Коммуникационная политика позволяет использовать все каналы коммуникации для эффективного продвижения товаров. Все методы продвижения можно разделить на две большие группы:
- BTL (below the line – «под линией») – мерчендайзинг, промакции, стимулирование сбыта;
- ATL (Above The Line – «под линией») – реклама, PR.
При разработке стратегии необходимо учитывать привычки и предпочтения целевой аудитории. Потребитель должен получить информацию в наиболее удобном месте, в наиболее удобное время и в наиболее удобном виде. Выбор стратегии продвижения также обусловлен спецификой рынка, товара и объёмами продаж. Чем сложнее и необычнее продукт, тем больше усилий понадобится для его продвижения. Стратегия продвижения должна быть согласована со стратегией маркетинга в целом.
Например, если мы продаем простые товары повседневного спроса крупными партиями, то при разработке стратегии продвижения основной упор необходимо сделать на личные продажи и стимулирующие акции. Если мы представляем компанию – производителя потребительских товаров, то наиболее важными направлениями будут реклама, PR. Если мы продаём финансовый или IT – продукт, то основной упор мы делаем на личные продажи и обучение продающего персонала.
Таким образом, при планировании деятельности по продвижению товара, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
Вопросы: |
Какие решения позволяют принять ответы на эти вопросы? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработав общую стратегию продвижения необходимо приступить к разработке более конкретных и специализированных программ; а именно:
- Стратегия продаж;
- Рекламная стратегия;
- Имиджевая стратегия.
Стратегия продаж включает в себя :
- Мерчендайзинг;
- Стимулирование сбыта;
- Личные продажи;
- Телемаркетинг;
- Директ-маркетинг;
- Организация отдела продаж;
- Прочее.
Рекламная стратегия включает в себя:
- Принципы позиционирования товара;
- Концепция рекламы;
- Медиа-стратегия;
- Медиаразмещение;
- Медиапланирование;
- Копирайтинг;
- Прочее.
Имиджевая стратегия определяет цели, методы и порядок выполнения работ по Public Relations, а именно:
- Разработка имиджа компании и имиджа марки;
- Брендинг;
- Организация деятельности службы общественных связей;
- Разработка типовых PR – документов;
- Планирование презентаций, выставок, пресс – конференций и пр.;
- Организация взаимодействия со СМИ;
- Прочее.
Стимулирование сбыта
Самое сильное средство внешнего воздействия— это «витрина магазина».
Обстановка должна привлекать внимание.
Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта:
- Уменьшение цены Вы можете снизить цену на какой-нибудь вид товара или услуги или же использовать специальные купоны, обладатель которых может купить «две единицы товара по цене одной единицы»
- Совместное стимулирование. Может быть связан с благотворительной деятельностью. Например, поставщик может согласиться выделять в качестве пожертвования на определенные цели, скажем, пять рублей с каждой возвращенной ему этикетки товара. Или же поставщик может бесплатно предоставить какую-нибудь вещь взамен определенного количества этикеток от его товаров.
- Конкурсы пользуются большой популярностью, но они требуют особо тщательной организации, поскольку необходимо соблюдать все юридические формальности.
- Коллекции. Каждая упаковка товара содержит какой-нибудь предмет или вкладыш, являющийся частью большой коллекции, собрать которую можно только с помощью покупки других таких же товаров. Подобное коллекционирование особенно распространено среди детей.
- Талон, дающий право его обладателю получить скидку при покупке товара в следующий раз;
- «Бесплатный» подарок за каждую покупку на определенную сумму;
- Гарантированное возмещение разницы в цене за купленный у Вас товар, если в другом месте аналогичный товар стоит дешевле.
- Когда речь идет о продаже дорогих товаров, вашим клиентам может потребоваться совет или консультация перед покупкой, или же может возникнуть потребность в послепродажном обслуживании.
- Мощным средством стимулирования сбыта является предоставление гарантий.
- Доставка товара покупателю
- Частичная компенсация стоимости товара при обмене (trade in).
- Подарки, стимулирующие сбыт
- Выставки
- Мотивация торгового персонала
Промакции организуются для:
- Ликвидации товара по окончании сезона;
- Кратковременного увеличения оборота;
- Продвижения новинок;
- Как элемент рекламной компании.
Основная цель – увеличение объёма продаж и поддержание лояльности потребителя. Насколько эффективны промакции?
Промакция способна привести к каннибализации других брендов или к стагнации продаж этого товара по окончании акции.
К примеру, побочным эффектом снижения ценына один вид сока может стать существенное сокращение продаж другого – более дорогого.
Специалисты большинства российских сетей не умеют правильно организовывать промакции. Зачастую торговцы просто снижают цены, оставляя товары на своих обычных местах.
Европейские сети делают иначе: товары, на которые снижают цены, размещают в специальных зонах - у касс и на торцах стеллажей. Таким образом, сети приучают покупателей, что товары по специальным ценам находятся в определенных местах, И покупатели идут к таким местам. В результате увеличиваются продажи промотируемых товаров.
Именно так работают Metro Cash & Carry, "Ашан" и "Пятерочка".
Российские сети редко используют такой инструмент, как непостоянное предложение. Речь идет о том, что в течение, например, двух недель магазин предлагает 50 - 100 позиций нетипичных для него товаров. К примеру, различные саженцы перед началом дачного сезона.
Типичная ошибка российских сетей - слишком сильное или, наоборот, слабое снижение цен.
Если на вино по 500 руб. сделать 10-рублевую скидку, этого просто никто не заметит. В то же время серьезное понижение цены (более 30%) может увести товар в минус.
Важно также внимательно отнестись к количеству промотируемых товаров. Есть два подхода к промакциям – американский и франко-итальянский.
Европейские сети обычно не просто снижают цену на несколько процентов, но и часто предлагают "связанные" покупки, когда при покупке нескольких позиций еще одна дается бесплатно.
Другая распространенная ошибка – неправильный выбор категории товара для промакции. Например, продавать растительное масло зимой со скидками не стоит - из-за обилия овощей масло намного нужнее летом и осенью.
Выбрать "правильные" позиции можно следующими способами:
- Предположить, какие именно товары будут хорошо продаваться со скидкой, и протестировать продажи в одном из магазинов сети. Правда, по мнению Дмитрия Швеца, как систему этот подход лучше не использовать.
- Сделать большую промакцию по многим товарам, а затем проанализировать, какие товары продавались лучше всего и принесли максимум прибыли. Кроме того, нужно оценить, как изменились продажи непромотируемых позиций.
- Лучший способ - использовать специальное программное обеспечение, которое накапливает базу данных и позволяет быстро сделать анализ, чтобы затем хорошо понимать, какие из них оказываются убыточными.
Анализируют промакции по четырем показателям.
- Оценка дополнительных продаж промотируемого товара. на товар приводит к росту продаж, что не всегда обеспечивает рост прибыли.
- Анализ покупательского потока и перекрестных продаж.
- Анализ системных издержек.
- Воздействие промакций на имидж магазина. Это качественный, а не количественный показатель