Анализ конкурентного окружения фирмы

Четыре состояния конкуренции

Теоретически на рынке возможны четыре состояния конкуренции:

· Свободная конкуренция;

· Монополистическая конкуренция;

· Олигополистическая конкуренция;

· Чистая монополия (монопсония).

Условия существования свободной конкуренции:

1. Большое количество продавцов (сотни) и покупателей (тысячи). У каждого продавца небольшая доля рынка (2% или менее). Так что ни один продавец своими действиями или бездействием не может оказать какого-то значительного влияния на рыночную цену. И последняя устанавливается в ходе свободного торга продавцов и покупателей. Цена товара на рынке свободной конкуренции, испытывая значительные конъюнктурные колебания в среднесрочной перспективе, стремится к уровню предельных издержек производителей.
2. Однородность товара. Отсутствие товарных марок. Качество товара соответствует общему стандарту. Потребитель способен самостоятельно оценить качество товара. Потребителю безразлично у кого из продавцов (производителей) приобрести этот товар.
3.Нет дискриминации продавцов и покупателей. Законодательные ограничения минимальны и одинаковы для всех участников рынка. Нет торговых привилегий.
4. Факторы производства абсолютно мобильны. Можно быстро увеличить производство любого товара, на который предъявлен платёжеспособный спрос.
5. Все участники рынка равно информированы (или не информированы) о ситуации на рынке и вокруг него. Нет эксклюзивных источников информации.
6. Рынок является источником средств  существования для продавцов, и они не могут произвольно покинуть его без существенных потерь.

Признаки монополистической конкуренции:

1. Относительно небольшое число (10 – 25) производителей (продавцов) в каждой отрасли. Лидеры имеют долю в 10 – 15% рынка, остальные участники – 3 – 5%.
2. Товар дифференцирован по рыночным сегментам. Товарные марки защищены патентами, лицензиями, зарегистрированными товарными знаками. Монополистическая конкуренция – конкуренция товарных марок.
3. Информация распространяется неравномерно. Лидеры рынка имеют эксклюзивные источники информации, вплоть до собственных служб разведки и каналов передачи информации
4. Высокие барьеры вхождения на рынок.
5. Банковский капитал сливается с промышленным.
6. Крупнейшие компании отрасли начинают выходить за пределы национальных границ.

Олигополистическая конкуренция является частным случаем монополистической. На рынке остаётся три – семь очень крупных компаний. Доля каждой из них – от 7 до 40%. Входные барьеры в отрасль очень высоки. Конкуренция брэндов и товарных линий. Информация распространяется достаточно равномерно, поскольку все участники в силу своей мощи имеют равный доступ ко всем источникам информации, национальные границы тесны, и самые крупные участники переходят к операциям в мировом масштабе.

Чистая монополия – это ситуация, когда одна компания контролирует более 50% отраслевого выпуска продукции, в предельном случае – 100%. Это возможно, если у товара нет близких субститутов. Различают три вида монополии:

Закрытую, когда защита от проникновения обеспечивается юридическим путём. Так, в фармацевтической отрасли компании, создавшие новое лекарство, имеют монопольное право на его использование в течение 15 лет.
Естественную, когда защита обеспечивается использованием какого – либо ресурса, раздел которого между несколькими участниками рынка экономически нецелесообразен (например, метрополитен или трубопровод).
Открытую, когда положение монополиста сложилось исторически, и никакой специальной защиты нет

Монопсония – это монополия одного покупателя.

Как определить состояние конкуренции на рынке? Для этого существует достаточно простая формула – индекс Герфендаля:

G = (q1)+ (q2)2 + (q3)2+… (qn)2

Где:

G – значение индекса Герфендаля;

q – доля компании на рынке.

Если значение индекса меньше 400 – свободная конкуренция.

Если значение индекса от 400 до 1000 – монополистическая конкуренция.

Если значение индекса от 1000 до 3000 – олигополия.

Если свыше 3000 – монополия.