Отраслевая специфика маркетинговой деятельности
Что определяет специфику маркетинга компании?
Совершенно понятно, что за всем разнообразием компаний – мелких и крупных, оптовых и розничных, торговых и производственных, - разнообразны и подходы к маркетинговой деятельности в каждой компании. В чём же заключаются специфические особенности маркетинга компании?
- Маркетинговая стратегия, стратегии продвижения и сбыта.
- Концепция управления маркетингом.
- Структура службы маркетинга, подчинённость, штатное расписание, должностные обязанности менеджеров.
- Ценовая политика, принципы ценообразования, стратегия максимизации прибыли.
- Бюджет маркетинга.
- Горизонты планирования.
Что и как влияет на специфику маркетинга?
Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность компании можно разделить на две группы:
- Факторы микросреды;
- факторы макросреды.
К факторам микросреды относятся:
- Организационно – правовая форма компании;
- Основной вид деятельности;
- Целевой рынок, на котором работает компания;
- Продаваемый компанией продукт, особенности его потребления;
- Размеры компании, её штат, квалификация сотрудников;
- Особенности целевого потребителя;
- Корпоративная культура компании и кадровая политика;
- Совершенство, технологичность и гибкость производственных линий;
- Состояние конкуренции в отрасли и конкурентные позиции компании на целевом рынке;
- Наличие известных и уважаемых брендов у компании;
- Стратегия развития компании;
- Позиционирование продукта компании.
К факторам макросреды относят:
- Демографическая среда – демографический состав населения в целевом регионе;
- Политическая среда – политический строй, внешняя и внутренняя политическая обстановка в стране и в мире;
- Культурная среда;
- Природно – географическая среда;
- Социально – экономическая среда.
Специфика комплекса маркетинга в сфере материального производства.
Особенности сферы деятельности:
- Относительно высокая трудоёмкость;
- Относительно высокие материальные затраты (сырьё, оборудование, энергетика, расходные материалы и т.д.)
- Большой штат сотрудников производственной сферы (рабочих и ИТР);
- Относительно низкая гибкость производства;
- Как правило, достаточно простой и понятный потребителю продукт.
- Соответствие продукции отраслевым стандартам и ГОСТ.
Как видно из особенностей, здесь как правило высокая конкуренция на рынке, практически идентичные предложения, продукт призван удовлетворить простые и уже осознанные потребителем потребности. Это товары народного потребления, продукты питания, одежда и т.д. В данном секторе рынка наиболее эффективным будет сконцентрировать маркетинговые усилия на построении сбытовой сети, рекламе, брендинге.
Особая товарная категория – производственное оборудование и продукция тяжелого машиностроения. Здесь целевой рынок – промышленные предприятия, покупка оборудования предполагает длительное фирменное техобслуживание. Поэтому основные усилия службы маркетинга концентрируются на построении и укреплении личных связей с клиентом. Продвижение данных товаров осуществляется путём участия в выставках и тендерах, рассылок и телефонных продаж